С конца 2014 года в Санкт-Петербургском метрополитене турникеты будут принимать к оплате банковские карты. Оплатить поездку можно будет и поднеся к турникету мобильный телефон или специальный брелок для ключей.
На данный момент в питерском метро уже можно расплатится банковской картой, правда пока только в кассе. Проездные билеты, в рамках рыночного эксперимента, можно купить в продовольственных гипермаркетах города. Эти нововведения позволили разгрузить питерскую подземку от очередей в кассы, увеличили её проходимость. На этом руководство метро в лице генерального директора ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина решило не останавливаться.
В 2003 году компания MasterCard разработала систему бесконтактного ведения платежей PayPass. В банковскую карту, мобильный телефон или в простой брелок встраивается специальный микрочип. При поднесении его к платежному терминалу менее чем на два сантиметра производится быстрая оплата без введения PIN кода пользователем. Поначалу такой способ ведения платежей казался небезопасным. Но введение дополнительных мер таких как: ограничение суммы платежа, автоматическая частая смена картой идентификационного кода, уменьшение радиуса действия, и блокировка чипа при нахождении рядом с радиочипами других карт — сделали систему надежной и работоспособной. К 2005 году PayPass благодаря своему удобству получил широкое распространение во многих странах мира. К 2013 году большинство банков мира и почти все компании производящие мобильные телефоны стали использовать чипы PayPass. Только в России более 15 ведущих банков эмитируют карты с мгновенной системой оплаты. Исключением стали только «Сбербанк» и «Банк ВТБ», но и они частично внедряют эту технологию.
Еще одним примером PayPass карты является появившаяся в Московском метрополитене в апреле 2013 года карта «Тройка». Позволяющая оплачивать проезд в московском городском транспорте: метрополитене, троллейбусе, автобусе, пригородной электричке. Единый проездной билет с возможностью пополнения счета через терминал метрополитена. Введение этой системы оплаты в Москве тоже имело свои преимущества. Но именно невозможность пополнения счета карты с помощью банковского счета, смс, обычных банкоматов и стала ее существенным недостатком. Карты обещают интегрировать, но пока этот процесс затягивается. Питерское метро это еще и удобная площадка для проверки системы, которая в дальнейшем, возможно, появится и в столичном метро.
Можно долго говорить о достоинствах и недостатках системы мгновенных платежей. На данный момент аналогов её почти нет, а ее удобство и повсеместная необходимость — очевидна. Эксперимент питерского метро даст понять насколько система мгновенных платежей прижилась и работает в условиях нашей страны и даст новые горизонты для развития подобных систем платежей.
Источник "АиФ" новости